Пугачев С.В. Применение международных стандартов в строительстве: проблемы и пути решения

Сергей ПУГАЧЕВ, директор департамента технического регулирования Национального объединения строителей


В последнее время в средствах массовой информации часто обсуждается необходимость быстрого и прямого внедрения европейских стандартов в области строительства как панацеи от наших российских проблем. При этом авторы, исходя из своего «значительного» опыта общения с бригадами шабашников на строительстве собственных дачных домиков, в качестве экспертов многозначительно рассуждают о полном отсутствии в стране нормативной базы в области строительства, и о том, что вследствие этого необходимо полностью перенять европейский опыт нормативного регулирования в строительстве, внедрять еврокоды и т.д. Также в ряде статей говорится о том, что в стране никто не занимается вопросами нормативного обеспечения: ни профильные министерства и ведомства, ни недавно созданные национальные объединения изыскателей, проектировщиков и строителей.


Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, учитывая обязательства России как участника ряда международных соглашений, реальное состояние дел в области нормирования в стране, опыт стран ближнего и дальнего зарубежья, и, наконец, наши национальные особенности и интересы в этой сфере.


Действительно, одно из основных условий вступления России в ВТО — соблюдение принципов в области технического регулирования, установленных в обязательном для стран-участников ВТО Соглашении по техническим барьерам в торговле (далее — Соглашение ВТО по ТБТ) и Кодексе добросовестной практики применительно к подготовке, утверждению и применению стандартов (приложение 3 к Соглашению ВТО по ТБТ).


Основными элементами технического регулирования являются технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, контроль и надзор. При этом в соответствии с п. 2.4 Соглашения ВТО по ТБТ «…в том случае, если возникает потребность в технических регламентах, и существуют соответствующие международные стандарты или завершается их разработка, члены используют их или их соответствующие разделы в качестве основы для своих технических регламентов», за исключением определенных случаев. Документы в области стандартизации (стандарты и своды правил) — основа для изысканий, проектирования и строительства, а также базис процедур оценки соответствия: на соответствие им проводятся испытания и сертификация, подтверждение технической компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации, проверки в рамках госконтроля (надзора).


Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования и как инструмент повышения конкурентоспособности и обеспечения инноваций в условиях рыночной экономики обеспечила рост ВВП в Германии, Австрии и Швейцарии на 1%, послевоенный рост производительности труда в Великобритании на 13%. Вклад стандартизации в экономический рост этих стран превышает соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий.


Таким образом, государство и бизнес должны быть напрямую заинтересованы в эффективном применении стандартизации в качестве инструмента технического регулирования и обеспечения конкурентоспособности продукции.


Теперь о том, что же происходило на деле в области нормативного обеспечения в строительстве. Здесь необходимо учитывать принципиально разные ситуации до и после вступления в силу федерального закона «О техническом регулировании» (июль 2003 года).


Практика деятельности изыскательских, проектных, строительно-монтажных организаций, органов государственной экспертизы проектной документации, государственного строительного надзора в период до принятия закона показывает, что, в целом, нормативно-техническая база в строительстве соответствовала потребностям отрасли. Напомню, что речь идет о четко структурированной (83 комплекса) системе нормативных документов (135 СНиПов, 779 ГОСТов, 100 сводов правил (СП) по проектированию, строительству и эксплуатации, территориальных строительных нормах (ТСН) и др.). Анализ деятельности организаций строительного комплекса показал, что нормативная база продолжает быть востребованной и после вступления в силу закона.


При этом начиная с 2003 г. закон запретил разработку новых и актуализацию действовавших СНиПов и СП, координация деятельности в области разработки ТСН также в соот-ветствии с законом была прекращена. Это привело, во-первых, к устареванию имеющегося фонда нормативных документов, а во-вторых, к тому, что целый ряд прогрессивных техно-логий проектирования и строительства до сих пор не обеспечены нормативной базой, соот-ветствующей современному техническому уровню.


Общественные объединения и организации в области строительства (Российский союз строителей (работодателей) (В.Н.Забелин), Комитет по предпринимательству в сфере строи-тельства и ЖКХ ТПП РФ (Е.В.Басин), Российское общество инженеров строительства (О.И.Лобов) неоднократно выступали против создавшейся ситуации. Достаточно вспомнить ряд обращений к Президенту России, в Правительство РФ, целую серию публикаций в СМИ.


Снижение уровня безопасности и качества зданий и сооружений как следствие проблем с нормативной базой в строительстве и активная позиция строителей стали поводом для повышенного внимания к этим проблемам всех властных структур. Создание института саморегулирования, учреждение национальных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей и их активная позиция позволили провести работу по совершенствованию законодательства в сфере технического регулирования более целенаправленно с одной стороны и параллельно начать работы по системному обновлению нормативной базы – с другой.


В результате были приняты изменения в Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании»( закон № ФЗ-385 от 30.12.2009 г.), представляющие возможность установления особенностей технического регулирования в строительстве, и принятие Федерального закона № 384 от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».


Принятые законы позволили решить ряд принципиальных вопросов:


1. Сохранить потенциал ныне действующей нормативной базы в области градострои-тельной деятельности. В соответствии с п.2 статьи 42 регламента СНиПы, утвержденные до дня вступления в силу технического регламента (до 01.07.2010г.), признаются сводами пра-вил и могут использоваться в качестве доказательной базы технического регламента наряду с национальными стандартами и другими сводами правил.


2. Обеспечить строительную отрасль нормативными документами обязательного при-менения, позволяющими однозначно подтверждать и документально удостоверять соответст-вие всех результатов строительной деятельности, которые могут повлиять на безопасность создаваемой среды обитания человека. В отличие от ФЗ-184, принятый ТР предусматривает разработку и утверждение на уровне Правительства РФ перечня нормативных документов, применяемых на обязательной основе (статья 6 регламента).


3. Создать оптимальные условия эффективного применения и соблюдения нормативных правовых и нормативных документов, в том числе в рамках реализации контрольных и надзорных функций государства, предусмотренных регламентом и Градостроительным Кодексом РФ. При этом оценка соответствия объектов требованиям нормативных документов в строительстве будет осуществляться на всех этапах жизненного цикла зданий (от удостоверения соответствия результатов инженерных изысканий до оценки соответствия здания на этапе эксплуатации).


Для реализации принятого ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» первоочередной задачей являлась разработка и утверждение перечней нормативных документов обязательного и добровольного применения, создание механизма актуализации и совершенствования системы нормативных документов в строительстве, проведение сравнительного анализа российской, международной и региональной (европейской) систем нормативных документов в строительстве и определение приоритетных направлений их гармонизации.


Одним из пунктов подписанного 19 марта 2010 года соглашения между Минрегионом России и тремя национальными объединениями изыскателей, проектировщиков и строителей предусмотрено совместное участие в финансировании работ по разработке и актуализации нормативных документов в строительстве.


При активном участии и софинансировании Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) были разработаны перечень национальных стандартов и сводов правил, обязательных для применения в целях соблюдения требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений (утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р) и перечень документов в области стандартизации, применяемых в этих целях на добровольной основе (утвержден приказом Росстандарта от 01.06.2010 № 2079).


Вместе с тем в соответствии со статьей 42 технического регламента необходимо провести актуализацию документов, включенных в перечень документов обязательного приме-нения до 1 июля 2010 года.


В настоящее время при участии НОСТРОЙ сформированы программы разработки (актуализации) СНиПов и национальных стандартов. Справочно: до конца 2010 года за-планирована актуализация 25 СНиП, остальные 58 СНиП будут актуализированы до 1 июля 2012 года.


Кроме того, в настоящее время пересматривается Перспективная программа национальной стандартизации в области строительства, которая была принята в 2008 года на трехлетний период и успешно реализовывалась за прошедшие годы. Программа должна была обеспечить доказательную базу технических регламентов в области строительства и со-стояла из 19 разделов:


1. Строительство. Мобильные (инвентарные) здания и сооружения


2. Проектирование. Проектная документация для строительства (СПДС)


3. Пожарная безопасность


4. Внутренний климат и защита от вредных воздействий


5. Изделия санитарно-технические


6. Железобетонные и бетонные конструкции


7. Металлические конструкции


8. Деревянные конструкции, в т.ч. клееные


9. Окна, двери и приборы к ним


10. Системы фасадные и теплоизоляционные


11. Бетоны


12. Сухие строительные смеси


13. Щебень, гравий и песок для строительных работ


14. Теплоизоляционные материалы


15. Кровельные и гидроизоляционные материалы


16. Дорожные материалы


17. Строительное стекло


18. Прочие


19. Отмена стандартов.


В Программу были включены стандарты, содействующие выполнению целевых про-грамм развития строительного комплекса, в т.ч. «Доступное жилье» и «Сочи». Важнейшей задачей на перспективный период является дальнейшая гармонизация национальных стандартов с международными стандартами ИСО и СЕН.


Программа содержала 180 тем по разработке, пересмотру и отмене стандартов, в том числе национальных и межгосударственных стандартов. Большое внимание в Программе уделено разработке межгосударственных стандартов с целью сохранения единого нормативного поля странчленов СНГ и обеспечения доказательной базы будущих технических регламентов ЕврАзЭС и таможенного союза.


Программа содержала более 40 % тем по разработке межгосударственных стандартов в области строительства. Около 50 % стандартов, включенных в Программу, предусматривали работы по гармонизации с международными и европейскими стандартами. ТК 465 «Строительство» впервые в строительном комплексе приступил к разработке идентичных европейских стандартов на методы определения свойств теплоизоляционных материалов на основе минеральной ваты, применяемых в строительстве, на битумные и битумнополимерные кровельные и гидроизоляционные материалы, на строительное стекло. Программа предусматривала продолжение работ по созданию комплекса стандартов на сухие строительные смеси на всех видах вяжущих с завершением разработки стандартов на сухие смеси на цементном вяжущем и разработкой стандартов на сухие смеси на гипсовом, магнезиальном и полимерном вяжущем. В Программу включены стандарты, обеспечивающие энергоэффективность зданий и сооружений (устанавливающие методы определения сопротивления теплопередачи стекла и изделий из него, требования к фасадным теплоизоляционным система). Также в 2009 году Ростехрегулирование утвердило специальную программу по разработке стандартов в области энергоэффективности (242 стандарта), которая начала реализовываться уже в 2009 году и предусматривает разработку 37 стандартов в области строительства (энергетические и тепловые характеристики зданий, тепловая излоляция, характеристики таких элементов, как стены.стекло и стеклопакеты, окна и двери, жалюзи, инженерные системы, методы расчета и т.д.).


В целях учета интересов строительных организаций при разработке и актуализации нормативных документов по инициативе НОСТРОЙ пересмотрен состав и структура профильного технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство». Приказом Ростехрегулирования от 12 мая 2010 года № 1716 ТК 465 реорганизован: в его составе создано 6 подкомитетов и 31 рабочая группа. В состав ТК изначально были включены представители федеральных органов власти, профильных НИИ в области строительства, ведущих изыскательских, проектных и строительных организаций (всего 87 организаций). В соответствии с обращением Минрегиона России в функции ТК 465 включена не только экспертиза национальных стандартов, но и экспертиза разрабатываемых (актуализируемых) сводов правил (СНиПов).


28 августа 2010 года подписан приказ Минрегиона России № 385, которым утвержден Порядок проведения работ по разработке и утверждению сводов правил (СП) и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил (СНиП) в Минрегионе. НОСТРОЙ активно участвовал в разработке данного Порядка.


В соответствии с утвержденным Порядком разработка СП и проектов изменений (дополнений) к ранее утвержденным СНиП осуществляется на основании ежегодно утверждаемого Минрегионом плана работ, в котором учитываются в т.ч. предложения национальных объединений изыскателей, проектировщиков и строителей при наличии соответствующих обоснований. При этом технический комитет по стандартизации ТК 465 «Строительство» готовит заключение по проекту плана и проводит экспертизу разработанных проектов документов.


В результате опроса представителей НОСТРОЙ в состав ТК 465 дополнительно было включено 75 представителей от 54-ех организаций - членов НОСТРОЙ. Таким образом, представители НОСТРОЙ получают возможность участвовать не только в процессе разработки и экспертизы национальных стандартов в области строительства, но и в процессе разработки и актуализации сводов правил (СНиП).


Таким образом на базе профессиональных организаций создана (реорганизована) инфраструктура, необходимая для организации разработки и экспертизы национальных стандартов и сводов правил.


Также в соответствии с поручением Правительства РФ НОСТРОЙ совместно с другими национальными объединениями изыскателей и проектировщиков проработал пути применения в РФ европейских документов по стандартизации в области строительства.


В перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. №1047-р, вошли главным образом документы на проектирование. Аналогами этих документов в Европейском Союзе являются десять Еврокодов. Еврокоды являются набором европейских стандартов (EN) для проектирования зданий и сооружений и строительной продукции, разработанных европейским организацией по стандартизации CEН. Еврокоды охватывают все основные строительные материалы (бетон, сталь, дерево, камень/кирпич и алюминий), все основные области проектирования конструкций (основы проектирования конструкций, нагрузки, пожары, геотехническое проектирование, землетрясения и т.д.), а так же широкий спектр типов конструкций и продуктов (здания, мосты, башни и мачты и т.д.).


Программа Еврокодов включает в себя десять частей, охватывающих основы строительного проектирования, воздействия (нагрузки), геотехнику, сейсмостойкость и основные виды строительных материалов:


EN 1990 основы строительного проектирования


EN 1991 нагрузки на строительные конструкции


EN 1992 проектирование бетонных строительных конструкций


EN 1993 проектирование стальных конструкций


EN 1994 проектирование железобетонных конструкций


EN 1995 проектирование деревянных конструкций


EN 1996 проектирование кирпичных и каменных конструкций


EN 1997 геотехническое проектирование


EN 1998 проектирование сейсмостойких конструкций


EN 1999 проектирование алюминиевых конструкций.


Общий объем десяти Еврокодов, состоящих из 58 частей, составляет почти 5000 страниц. Кроме того, сами Еврокоды содержат ссылки на стандарты, устанавливающие требования на материалы, правила производства работ и т.д. (общее количество ссылочных стандартов ЕН превышает 1500 документов). Поэтому Еврокоды необходимо рассматривать в сово-купности с документами, обеспечивающими их применение. Также необходимо учитывать, что в международной системе стандартизации ИСО, в которой участвует Российская Федерация, действует более 760 стандартов в области строительства, которые также необходимо учитывать при разработке национальных документов в области стандартизации. При этом надо иметь в виду, что работы по гармонизации российский и международной (европейской) нормативной базы начинаются не с нуля: в настоящее время в Российской Федерации действует более 230 национальных стандартов в области строительства, гармонизированных с международными и европейскими стандартами. Российский ТК 465 «Строительство» имеет своего представителя в генеральной директории Международной системы стандартизации ИСО и активно взаимодействует с 16-ю профильными техническими комитетами по стандартизации ИСО по обсуждению проектов нормативных документов. Таким образом, российская сторона имеет всю необходимую информацию по международным и региональным стандартам и может в соответствии с Руководством ИСО/МЭК 21 принимать всеми возможными способами зарубежные стандарты через национальные стандарты и своды правил. В результате, в строительстве есть все основания сохранить суверенитет в нормативно-технической сфере, заимствуя лучшее, что имеется в других нормативных документах в той степени, в которой это объективно необходимо.


Принятые в Европейском Союзе Еврокоды внедряются в странах-членах ЕС как национальные стандарты с учетом различий в географических и климатических условиях, а также образе жизни, которые могут превалировать на национальном, региональном или местном уровне. Указанный подход закреплен пунктом 2.1.2 Руководства L «Внедрение и использование Еврокодов», применяемого в рамках Директивы ЕС по строительной продукции 89/106/ЕЕС. Еврокоды “признают ответственность разрешительных органов каждой страны члена и гарантируют их права по определению на национальном уровне величин, имеющих отношение к вопросам безопасности, которые могут варьировать в разных государствах”.


Справочно: 65 % территории РФ покрыто многолетнемерзлыми грунтами, которым свойственны опасные процессы. Всё Предуралье (Республика Татарстан, Республика Башкартостан, Республика Мари-Эл, Чувашская Республика) - является карстоопасной зоной. Карстовые процессы имеется и в других регионах России, включая Москву.


Порядка 20 % территории России - подработанные территории, на которых проводились разработки, в т.ч. шахтные, что необходимо учитывать при проектировании во избежание провалов.


В РФ распространены природно-техногенные процессы: затоплениям (выше уровня земли) и подтоплениям (ниже уровня земли) подвержено около 80% всех городов.


На всей территории РФ имеют место склоновые процессы – оползни, сели, лавины и т.д. (в СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территорий от затопления и подтопления» приведено распределение опасных геологических процессов по территории РФ).



При этом в Еврокодах даны самые общие требования к расчету фундаментов, в основном по типам сооружений и отсутствуют требования к исходным данным и особенностям расчетов фундаментов на специфических и слабых грунтах, которые распространены в РФ. В тоже время в европейских стандартах практически отсутствуют требования к технологиям (процедурам) выполнения инженерно-геологическим изысканий, они делегированы в национальные приложения. Есть различия в номенклатуре грунтов и классификационных показателях грунтов.


В настоящее время строительные конструкции в нашей стране рассчитываются и проектируются по российской системе нормативных документов (СНиП), в основу которой положены метод расчета конструкций по предельным состояниям и определение нормативных показателей прочности и деформативности строительных материалов по утвержденной системе национальных стандартов (ГОСТ). На основании этих стандартов заводы выпускают строительные материалы, для которых в СНиП установлены соответствующие коэффициенты надежности по материалу. Кроме того, переход от нормативных значений к расчетным значениям сопротивлений тех или иных материалов производится на основании принятой в России системе коэффициентов безопасности. Эти коэффициенты отличаются от принятых в Еврокодах.


Например, коэффициент перехода от нормативной прочности бетона к расчетной в СНиП «Бетонные и железобетонные конструкции» равен 1.3, в то время как в Еврокоде ЕН 1992 «Железобетонные конструкции зданий. Проектирование, расчеты, параметры» этот коэффициент равен 1.5. Экспериментальные расчеты показывают, что применение только этого коэффициента по Еврокоду ЕН 1992 приведет к удорожанию железобетонных конструкций на стадии проектирования на 10–15%.


В СНиП II-23 «Стальные конструкции» даны более высокие требования по ударной вязкости для стальных конструкций, что вызвано российскими климатическими особенно-стями, в частности, большими отрицательными температурами.


К некоторым зданиям требования по огнестойкости конструкций в РФ выше, чем в Еврокодах.


Есть большие различия и по нагрузкам на здания и сооружения. В СНиП 2.01.07 «Нагрузки и воздействия» более детально представлены полезные нагрузки на перекрытия.


В Еврокоде EН 1991-1-3 даны величины снеговых нагрузок, в соответствии с картой снеговых нагрузок на грунт для Европы, а также таблицей зависимости между высотным положением местности и снеговыми нагрузками, с данными по европейским регионам. В СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия» приведены данные по снеговым нагрузкам, необходимые для расчета аналогичных коэффициентов в России. В Европе максимальные нагруз-ки доходят до 95 кг/м2, в России минимальные 80 кг/м2, максимальные 560 кг/м2.


Есть принципиальные различия в определении пульсационной составляющей ветровой нагрузки: по-разному определяются динамические и корреляционные коэффициенты.


Важнейшая проблема сейсмическая нагрузка. 40 % территории РФ является сейсмо-опасной зоной. Анализ показывает, что расчетные сейсмические нагрузки и стоимость при расчете по Еврокоду 1998 существенно выше по сравнению с расчетами по СНиП II-7-81* «Строительство в сейсмических районах» при тех же параметрах.


В результате сопоставления требований выявлено, что соотношение величин расчет-ной сейсмической нагрузки по российским и европейским нормам составляет 1.4. В результате увеличение в стоимости объектов при расчетах по Еврокоду 1998 и СНиП II-7-81* может достигать 20-40 процентов (в зависимости от условий строительства и типов конструкций, интенсивности сейсмических воздействий).


Карты общего сейсмического районирования территории Российской Федерации по СНиП II-7-81* «Строительство в сейсмических районах» отражают 10%, 5% и 1% -ую вероятность возможного превышения в течение 50 лет интенсивности сейсмических воздействий и соответствуют повторяемости сейсмических сотрясений в среднем один раз в 500, 1000 и 5000 лет. При этом в Еврокоде 1998 используется только одна карта, которая соответствуют повторяемости сейсмических сотрясений в среднем один раз в 500 лет, что ме-нее прогрессивно, чем в СНиП II-7-81*.


Вследствие значительной разницы зимних температур по сравнению с европейскими, здания в России подвержены большим температурным перепадам по толщине конструкций. Также строительные конструкции работают в большем диапазоне температур, усложнены условия влагопереноса и температурного состояния.


Учитывая, что более 2/3 территории страны расположены в зоне вечной мерзлоты требуются специальные проектные и конструктивные решения (подполия, перекрытия и т.д.), В Европе не строят многоэтажных зданий в таких зонах. Глубина промерзания грунта в России больше. Вследствие различной эксплуатационной температуры зданий теплопроводность в России соответствует температуре 0 гр. С, в Европе – принята равной 10 гр. С. По российским климатическим условиям невозможно применять конструкции окон, стен, вентиляции, указанные в европейских нормах, так как будет происходить промерзание и разрушение конструкций.


В европейских нормах отсутствуют расчеты воздухопроницаемости ограждающих конструкций и теплоизоляционных материалов, применяемых в распространенных в России многоэтажных домах с каменными стенами. Также в европейских нормах отсутствуют требования и методы расчета для ограничения влажности материалов по условиям морозостойкости. Сопоставительный анализ показывает существенные методические, терминологические различия российских и европейских норм, а также различия в требованиях к строительным материалам, определяемые разницей условий эксплуатации и исходными компонентами.


Еврокоды составлены как общетехнические документы в предположении, что ряд требований (параметров, характеристик), необходимых для конкретного численного расчета определяются в каждой стране самостоятельно. Эти характеристики называются «национально определяемые параметры (NDP)». Так, только для Еврокода ЕН 1992 «Железобетонные конструкции зданий. Проектирование, расчеты, параметры» установлено более 100 параметров, определяемых на национальном уровне. Это различные коэффициенты, величины усадки, ползучести бетона, толщина защитных слоёв бетона для стальной арматуры в зависимости от среды эксплуатации и т. д. При этом в РФ установлена принципиально другая классификация сред эксплуатации (более 75% строительных конструкций в России эксплуатируется в агрессивных средах), что приводит к необходимости применения при проектировании и строительстве дополнительных мер защиты, которые не предусмотрены (или отличны) в Еврокодах.


В России работает большое профессиональное сообщество проектировщиков, воспитанное на отечественных нормах. Обучение студентов архитектурно-строительных специальностей, переподготовка специалистов производится по учебной и методической литературе, подготовленной на базе действующих СНиП и стандартов.


Прямое применение европейских норм без учета национальных особенностей России может привести к авариям и обрушениям. В этой связи можно отметить ряд аварий со-оружений с металлическими каркасами, запроектированных зарубежными проектировщиками по евронормам, например, высотный склад в Домодедово, резервуары для хранения нефти вблизи Санкт-Петербурга, ряд зданий магазинов «Метро».


Применение европейских норм в области строительства в качестве альтернативы национальных стандартов и сводов правил - это фактически формирование новой области технического права – освоение европейской нормативной базы. Это при том, что процесс перехода на Еврокоды не завершен в самом ЕС.



В настоящее время применительно к Еврокодам для стран-членов ЕС в установленном порядке зарегистрировано более 1500 параметров, определяемых на национальном уровне. Только в Республике Беларусь при внедрении 58-ти еврокодов было установлено 608 национальных приложений к 33-ем еврокодам. Алгоритм учета национальных особенностей и разработки параметров, определяемых на национальном уровне приведен на рисунке.



Учитывая изложенное, а также необходимость сближения российской и европейской систем стандартизации с учетом национальных интересов Российской Федерации НОСТРОЙ совместно с другими национальными объединениями предлагает принять Еврокоды в качестве национальных стандартов и (или) сводов правил в рамках процедур, предусмотренных Федеральным законом «О техническом регулировании». При этом должны быть учтены национальные интересы Российской Федерации, а также территориальная специфика применения технических норм.


После принятия Еврокодов в качестве национальных стандартов и (или) сводов правил их можно включить в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Допустимость применения в рамках данного перечня альтернативных друг другу документов по одному предмету предусмотрена частью 3 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». При этом в соответствии с частью 1 статьи 6 документы, применяемые на альтернативной основе, должны быть приняты в качестве национальных стандартов или сводов правил.


В случае применения международных и европейских стандартов на альтернативной основе в качестве доказательной базы технических регламентов необходимо учитывать меж-дународный опыт и требования, установленные в международных и европейских документах.


Существует ряд международных документов, устанавливающих принципы взаимосвязи стандартов и технических регламентов.


В сентябре 2007 г. ИСО и МЭК опубликовали документ под названием «Использование стандартов ИСО и МЭК и ссылки на эти стандарты в технических регламентах» , рекомендующий использовать международные стандарты для целей технического регулирования.


Рекомендации для правительств ЕЭК ООН относительно политики в области стандартизации (приложение Д) устанавливают, что «Правительствам стран — членам ЕЭК следует, по возможности, использовать в законодательных документах ссылки на национальные стандарты, региональные стандарты или, предпочтительно, на международные стандар-ты, если таковые существуют, и поощрять более широкое применение метода «ссылки на стандарты» с применением пяти принципов Руководства ИСО/МЭК 15.


Европейские законодатели широко используют стандарты для поддержки законодательства ЕС. Документ «Методы ссылочных стандартов в законодательстве с акцентом на Европейское законодательство. Инициативные руководства» содержит обзор различных методов использования стандартов при разработке технических регламентов.


Преимущества от использования стандартов в законодательстве разнообразны. Вместо того чтобы обязывать себя находить самим решения трудных технических вопросов, законодатели могут положиться на техническую экспертизу разработчиков стандартов и тем самым сэкономить общественные деньги. Более того, благодаря тому, что процедура создания стандартов основана на согласии, открытости и прозрачности, и благодаря широкому признанию стандартов впоследствии, законодатель вправе ожидать широкого признания его законов. И наконец, стандарты отражают самые последние технические разработки, так как регулярно пересматриваются.


Европейское сообщество в своем законодательстве широко использует вариант ссылочных стандартов. Используемые методы отличаются значительно в зависимости от политической воли законодателя. Европейский законодатель делает прямые и косвенные ссылки на стандарты. Прямые ссылки могут датированными и недатированными. Законодатель может раз-решить добровольное использование стандартов или сделать их обязательными. При этом даже в случае косвенного задания ссылок европейский законодатель устанавливает своим мандатом требования к европейскому стандарту. При этом очень важно, что законодатель таким образом обеспечивает контроль за применяемым в системе технического регулирования стандартом. Степень контроля в случае прямых ссылок на стандарт существенно возрастает. Таким образом, в качестве доказательной базы европейских директив применяются прежде всего европейские стандарты, внедренные на национальном уровне, и только в случае их отсутствия - национальные стандарты стран ЕС. Ни в одной стране ЕС не применяются для доказательства требований евродиректив напрямую стандарты зарубежных стран и даже международные стандарты, неподконтрольные европейским властям.


Последовательность действий по разработке в РФ сводов правил и национальных стандартов с учетом еврокодов и европейских стандартов ЕН, а также международных стандартов ИСО, с возможностью применениях их на альтернативной основе для доказательства требоваений технического регламента, представлена на рисунке.



Учитывая опыт Евросоюза, а также рекомендации Еврокомиссии по применению еврокодов, требуется разработка Комплексной программы гармонизации российской и евро-пейской систем технического нормирования в области строительства с учетом национальных особенностей РФ. Программа предусматривает определение приоритетов в гармонизации, принятие в соответствии с ними международных и европейских норм в качестве национальных стандартов и сводов правил с национальными приложениями, проведение адаптации (испытаний, исследований) принятых решений, аттестацию программного обеспечения, сопоставительный анализ результатов применения стандартов и затрат на строительство, организацию обучения экспертов, персонала и студентов ВУЗов и т.д.. Проект программы предусматривает, что учет требований международных и европейских стандартов будет осуществляться в т.ч. при проведении актуализации СНиПов и разработке национальных стандартов, проводимой в соответствии с требованиями принятого технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Проект программы был разработан НОСТРОЙ согласован национальными объединениями изыскателей и проектировщиков, поддержан Минрегионом России и представлен в Правительство РФ. В настоящее время по поручению Правительства РФ идет согласование программы с федеральными органами власти.


Также в рамках Национального объединения строителей создается система стандартизации НОСТРОЙ, где будут разрабатываться стандарты организации, устанавливающие требования к качеству и результатам строительных работ, контролю за их соблюдением, обеспечивающие в конечном итоге безопасность объектов капитального строительства.


В целях реализации приоритетных направлений деятельности НОСТРОЙ, утвержденных на II-ом Всероссийском съезде Национального объединения строителей и решения Совета Объединения проведено публичное обсуждение на Совете, в Комитетах и региональных организациях НОСТРОЙ документов Системы стандартизации НОСТРОЙ. Разработаны и публично обсуждены проекты стандартов СТО НОСТРОЙ 1.0 «Основные положения» и СТО НОСТРОЙ 1.1 «Порядок разработки, утверждения, оформления, учета, изменения и отмены», атакже проект рекомендаций Р НОСТРОЙ 1.1 «Порядок разработки, оформления, изменения и учета стандарта саморегулируемой организации». Предложения были размещены на сайте НОСТРОЙ для ознакомления с материалами всех СРО объединения (www.nostroy.ru). В документах системы установлен принцип добровольности применения стандартов НОСТРОЙ саморегулируемыми организациями, при этом в соответствии со статьями 55.5 и 55.10 Градостроительного Кодекса РФ установлено, что эти стандарты применяются членами СРО после принятия на общих собраниях СРО. В результате проведенного анкетирования СРО-членов НОСТРОЙ более 93% опрошенных СРО организаций пользуются или планируют пользоваться проектом рекомендаций Р НОСТРОЙ 1.1, а 80,7% опрошенных СРО положительно оценивают создание Системы стандартизации НОСТРОЙ.


Кроме того, по предложениям Комитетов и по результатам опроса членов НОСТРОЙ, разработан проект Программы стандартизации НОСТРОЙ, в которую входят стандарты, необходимые саморегулируемым организациям для реализации Приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, для организации контроля за деятельностью членов СРО, а также стандарты (рекомендации), представленные инициативными профессиональными сообществами и СРО. Информация о планах разработки стандартов НОСТРОЙ позволит реализовать один из важнейших принципов системы по исключению дублирования разработок стандартов на идентичные по функциональному назначению объекты стандартизации, а также планировать работы по стандартизации на уровне отдельных СРО. Очень важно, что НОСТРОЙ будет разрабатывать стандарты Объединения. Проекты национальных стандартов и сводов правил прежде всего на основе софинансирования, как с органами власти (Минрегион России и Росстандарт), так и с отдельными заинтересованными саморегулируемыми и общественными организациями.


Система стандартизации Национального объединения строителей позволит:


- профессиональным организациям в области строительства устанавливать собственные стандарты с учетом современных технологий и материалов и контролировать их соблюдение;


- исключить дублирование и противоречия в стандартах СРО;


- обеспечить нормативную базу, необходимую для контроля за ходом выполнения работ в рамках выданных членам СРО допусков на проведение работ;


- обеспечить нормативную базу, необходимую для объективной оценки соответствия зданий и сооружений, строительных материалов, изделий и конструкций;


- обеспечить обоснованную гармонизацию с международными стандартами и внедрение современных технологий в строительство;


- повысить качество и конкурентоспособность предприятий строительного комплекса, а также результатов строительной деятельности, обеспечить экономию ресурсов.


Таким образом, за прошедшие девять месяцев с момента изменения законодательства в сфере технического регулирования в строительстве при активном участии НОСТРОЙ:


- проведен анализ фонда документов в области стандартизации в строительстве,


- подготовлены официальные перечни документов, применяемых на обязательной и добровольной основе для соблюдения требования «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений», а также в целях выполнения приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624,


- приняты и реализуются программы актуализации национальных стандартов и сводов правил (СНиП),


- реорганизован технический комитет по стандартизации ТК 465 «Строительство» с расширением функций и полномочий по экспертизе сводов правил (СНиП) и включением представителей НОСТРОЙ;


- разработана, согласована с национальными объединениями изыскателей и проектировщиков, поддержана Минрегионом России и представлена в Правительство РФ Комплексная программа гармонизации российской и европейской систем технического нормирования в области строительства с учетом национальных особенностей РФ,


- в рамках Программы сближения систем технического регулирования РФ и ЕС разрабатывается ряд документов по учету европейского опыта по техническому регулированию и стандартизации в строительстве;


- практически создана Система стандартизации НОСТРОЙ, разработаны основополагающие стандарты этой системы и программа стандартизации НОСТРОЙ.


Результаты этой работы будут видны уже в конце 2010 года – появятся новые актуализированные СНиПы и ГОСТы, первые профессионально технически отредактированные переводы еврокодов и поддерживающих их стандартов ЕН, будут проведены семинары с участием представителей ЕС по разъяснению их положений, появятся первые стандарты НОСТРОЙ с требованиями к строительным работам и контролю за этими работами.


0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails